Христиане – люди не суеверные. Черной кошкой и пустыми ведрами нас не напугаешь. В гадания на Рождество и в гороскопы мы не верим. Ну, практически, не верим. Или... в общем, не верим. Разве что, когда на экзамен идем или, там, собираемся делать девушке предложение, или, не дай Бог, ребенок заболел... Когда лет двадцать назад гороскопы стали печататься едва ли не в каждой газете, я с интересом просматривал еженедельные прогнозы. Нет, конечно, я не верил в них, просто – ради интереса, или еще, как говорят, поприкалываться. Но однажды наткнулся на прогноз: «Пятница. Лучше не выезжать на машине. Возможно автотранспортное происшествие». Задумался: «А не поехать ли мне в пятницу на работу трамваем? Да и бензин заодно сэкономлю...». Конечно, мы не верим в гороскопы и прочую ерунду, но мало ли что в жизни происходит... Суеверие именно этим и берет: оно затрагивает чувствительные стороны нашей жизни, особенно те, в которых мы уже чувствуем опасность, ощущаем тревогу, понемногу обволакивает страхом и начинает диктовать свои условия. Суеверие многолико: кого-то бес дурачит языческой приметой, кого-то снами, а кого-то и пророчествами, провозглашаемыми от Божьего имени.
Когда разражаются кризисы, люди чаще задумываются о будущем. Посколько никто будущего не знает, начинаются
спекуляции на тему библейских пророчеств.
В этом отношении мы, живущие в третьем тысячелетии, мало чем отличаемся от средневековых предков, усматривавших в неурожае, эпидемии, церковных разколах и пролитических смутах признак конца света. Тому находится масса «подтверждений» из разных библейских текстов – благо всегда можно найти номер страницы, кратный 666, или применить более изощренный компьютерный метод вычисления «кода ДЕ БИЛинчи». А что делать – последнее время техника все чаще оказывается в руках дикаря.
Сейчас самое время перечитать двусмысленные изречения Нострадамуса, подхватить пару предсказаний Ванги, и с соответствующим настроением начать читать Апокалипсис Иоанна. На месте дьявола, я бы предложил народу два варианта: первый - вообще не верить в пророчества. Высмеивать их, взяв для примера многочисленные предсказания света, сделанные прежде великими тайновидцами, поставив знак равенства между боговдохновенными откровениями пророка Исаии и «откровениями в сновидениях», полученными в результате неумеренного потребления кислой капусты на ночь. Этот прием хорошо работает в период относительного благополучия, спокойствия, светлой уверенности в завтрашнем дне. Но когда благополучие сменяется тревожными ожиданиями безработицы, нищеты, войн, болезней, тогда бесы вытряхивают из своих пронафталиненных комодов старые декорации ужасов последнего времени. Теперь уж они сполна насладятся людскими страхами, которые для бесов, по словам Клайва Льюиса, что вино, ударяющее в голову. В преисподних кабинетах в чернильницах заканчивается кровь, потому что козлобородые писари день и ночь строчат новые откровения и пророчества. Как
сохранить здравый рассудок,
не впав ни в ту, ни в другую крайность? Золотая середина заключается в том, чтобы следовать всему Божьему слову, содержащемуся в Библии. Конечно, шарлатаны пользуются тем, что Библия – книга увесистая, и не всякому хватает духу прочитать ее. А кому-то, прочитавшему, не хватило умения воспринять ее в целом, и в памяти остались фрагменты, не связанные общим смыслом. Поэтому не худо читать труды древних комментаторов Священных Писаний – Блаженного Августина, Иоанна Златоуста, Жана Кальвина, Мартина Лютера, работы которых уже проверены временем. Из отечественных протестантских авторов давно занимают видное место произведения Ивана Вениаминовича Каргеля. Но это не такая простое, хотя и благородное дело – читать древних. У них и язык посложнее (с нашей лексикой Эллочки Людоедки то и дело приходится обращаться к словарям), и иные томы поувесистее библейских.
Спасительным средством сохранить здравый рассудок во время неопределенности являются короткие проповеди Иисуса Христа, записанные в Евангелиях от Матфея (24 глава), Марка (13 глава) и Луки (21 глава). Из них можно сделать несколько основных выводов:
В последнее время будет трудно (Мр.13:19).
Для некоторых будет настолько трудно, что, наверное, лучше бы им и не жить в это время (Мф.24:19).
Но хуже всего будет тем, кому настолько будет страшно, что они будут помирать даже не от самих бедствий, а от их ожидания (Лк.21:26).
Однако, несмотря на все трудности и испытания, Иисус призывает нас в самый разгар бед расправить плечи, стряхнуть с себя пепел мирских надежд, поднять голову к небесам – потому что это – самое трудное – время, время нашего избавления (Лк.21:28).
Это же впечатление остается от чтения любого из апокалиптических откровений, записанных в Библии – у пророков Захарии, Даниила, Иоиля, Исаии, у апостола Иоанна, но только в том случае, если воспринимать их как цельную картину. Один пастор рассказал о своем опыте чтения Откровения Иоанна Богослова. На общих собраниях он читал (не толкуя!) главу за главой, так что церковь за пару недель прослушала всю книгу. Никогда раньше, - говорил он, - мы не имели такого сильного ощущения власти Бога над всей вселенной. Божье слово однозначно говорило нам, что Бог господин истории, а не какие-то тайные силы. И Он приготовил для нас славную участь.
Беда начинается, когда мы настолько пристально присматриваемся к библейскому тексту, что уже видим там то, чего нет. В этом нет преступления: строить предположения, высказывать догадки.
- 666 – это число Нерона-убийцы, - говорят одни.
- Нет, это же Папа Римский - pontifex maximus, посчитайте сумму чисел этих слов, - доказывают другие.
- Ничего вы не знаете, - отмахивается баба Дуся из соседнего подъезда, - видите, у моей соседки занавески с закорючками, точно три шестерки в узоре! Вот она и есть та самая сотона!
Строить предположения – всегда пожалуйста, но нужно осознавать, что это всего лишь предположения, даже если их изрекают духовные лица. По мне так кажется, что предположение бабы Дуси точнее всех остальных. Во-первых потому, что «сатана» в переводе с еврейского – «противник». А во вторых, никто не докучает нам больше, чем соседи по многоквартирному дому. Не сверху, так снизу. Не справа, так слева найдется какой нибудь «диавол» (по-гречески «диаболос» - клеветник).
Об опасности слишком детального разбора библейского текста,
писал как-то в своих заметках пастор Владимир Франчук. К примеру, начнем мы толковать притчу Христа, в которой Царство Небесное уподобляется неводу. «Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов» (Матф.13:47-50). Главная идея этой притчи в том, что Бог отделит праведных от нечестивых, а главный вывод – не оказаться среди последних. Однако скажет некто: «Это слишком поверхностно. Давайте-ка глубже вникнем в Писание!» Что ж, давайте. Итак, рыбаки-ангелы забрасывают в море, в мир, невод Царства Небесного. Попадают туда самые разные «рыбы», т.е. мы с вами, люди. И хорошие, и плохие. Господь поручает Своим рыбакам отобрать самое лучшее из улова. Но давайте-же еще глубже копнем. Что делают рыбаки с мелкой рыбой? Выбрасывают ее назад в море, куда она с восторгом возвращается из неволи. А что с хорошей? «Да, да – на сковородку, на огонь!» Если я поверю такому «углубленному толкованию» Библии, то сильно сомневаюсь, что захочу оказаться среди праведников.
Уж если и толковать, то лучше так, как рассказывал другой христианский писатель Александр Савченко. К батюшке в церкви подошел человек и с размаху отвесил ему оплеуху:
- Сказано в Писании: «Ударят тебя по одной щеке, подставь другую».
В ответ батюшка, не долго думая, свалил мирянина с ног одной левой:
- Также сказано в Писании: «Какой мерою мерите, такой и вам отмерено будет!»
Прихожане заволновались: «Что там происходит?»
- Толкуют Писание! - уважительно отозвался дьяк.
По крайней мере, от такого толкования никто не сходил с ума от тревог, не мучился в своей чувствительной совести, не разваливал семью, не продавал дом, не совершал необдуманных переездов – разве что синяк носил под глазом пару дней. А вот смелые заявления сделанные «от имени Господа» - они калечат целые судьбы. Иисус предупреждал, что в будущем эта суета будет обыденным явлением. И не стоило бы опасаться таких пророчеств, потому что в хорошее время на них мало кто обращает внимание. Но когда случается беда, личная или во всем народе, тогда возникает опасность обольщения. Досадно, что ожегшись на молоке, люди начинают отвергать и настоящий дух пророчества от Иисуса Христа, о чем предостерегал Павел: «Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте». Но, - добавил он, - «все испытывайте, хорошего держитесь». (1Фесс.5:19-21). А
испытать пророчества
не так уж и трудно. Есть две категории пророчеств: те, которые содержат общую информацию, не конкретную, которую трудно отнести к какому-либо определенному времени, и те, в которых предсказываются конкретные события, например суды Божьи над страной или человеком, в которых указывается время, место, обстоятельства. Бояться первых нет никакого смысла, потому что, что бы ни случилось – они всегда «исполнятся». Вторые – пострашнее, потому что рисуют ужасные картины разрушения и гибели. В этом случае я бы обратил внимание на личность автора пророчеств. Делал ли он или она предсказания прежде? Сбылись ли они в точности? Если нет, то при Моисее таких пророков побивали камнями. И что еще немаловажно: каков общий фон речей, проповедей, книг, жизни человека, вещающего именем Божьим? Иногда, читая книги или слушая проповеди современных пророков, можно почувствовать горечь, обиду на людей. Это не лучшее состояние души, и оно наверняка отразится на пророчествах. Совсем уж нелепо выглядят предсказания Божьего суда, а то и проклятия, адресованные людям, не угодившим чем-то духовному лидеру или пастору. И наконец, вообще не имеет смысла обращать внимания на таких «пророков», которые быстро сникают, если их никто не слушает. Для таких источником вдохновения является не Дух Божий, а раскрытый от волнения рот ротозея.
Апостол Павел признавался: «Мы знаем отчасти, отчасти пророчествуем». Неполнота пророчеств, ограниченность наших представлений о будущем, даже основанных на надежных библейских источниках очевидна любому непредвзятому читателю. В богословии будущего – эсхатологии – существуют целые школы, по разному описывающие детали последнего времени. Диспенсационалисты, милленаристы, амилленаристы, премилленаристы, постмилленаристы. Все они противоречат друг другу в том или другом. Если воспринимать их слишком серьезно, можно окончательно растерять остатки душевного покоя. На мой взгляд не помешало бы создать еще одну эсхатологическую школу - школу умеренного пофигизма, начало которой положил некто, сказавший: «Братья, не спешите колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания!»
«Как же? – встрепенутся некоторые. - Мы же тогда пропустим самые важные события! Можем оказаться среди тех, кто примет печать зверя! Останется на великую скорбь!» Скорее всего пропустят наиболее важные события именно фанатики с лихорадочно горящими глазами, пропустят их, как глупые девы из притчи Христа о десяти подругах невесты (Мф.25), потому что сожгут весь свой пыл, энтузиазм, энергию, растратив их по мелочам. А вот те, которые думали головой, которые до последнего были нацелены на одну задачу – проповедовать Евангелие - деловито поправят светильники и с радостью выйдут навстречу Небесному Жениху.
Комментарий автора: на рисунке: "Короче, Ларри. Я дую в трубу, а ты кричишь: "Восхищение!" (http://josiahcm.files.wordpress.com/2007/05/pastor-85.jpg)
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
"Иногда, читая книги или слушая проповеди современных пророков, можно почувствовать горечь, обиду на людей. Это не лучшее состояние души, и оно наверняка отразится на пророчествах. Совсем уж нелепо выглядят предсказания Божьего суда, а то и проклятия, адресованные людям, не угодившим чем-то духовному лидеру или пастору".
Да уж :)) Как говорится - не в бровь, а в глаз!
крылов олег
2009-01-13 19:57:05
Толково.Но согласитесь-толковать и предсказывать это одно,следить за происходящим-другое.В целом же все верно.
Станислав
2009-01-14 10:06:33
Одни уже прячутся в пещеры и выкидывают пасторта с "печатью антихриста", другие смеются и говорят, что никаких чипов и печатей не будет: "число зверя" - чисто духовное понятие.
И начинаются метания...
Я, кстати, давно уже говорил, что всё будет очень плохо...
Леонид
2009-01-20 00:19:36
Автор пишет: "В гадания на Рождество и в гороскопы мы не верим. Ну, практически, не верим. Или... в общем, не верим. Разве что, когда на экзамен идем или, там, собираемся делать девушке предложение, или, не дай Бог, ребенок заболел... "
-------------------------------------
Видно, вы серьёзно заражены американским либирализмом, раз считате последователями Христа тех, кто немного верит в гороскопы и гадания. На этот раз трояк.
бр. сева
2009-01-20 21:08:51
мир вам. здраво, прямо, но надо повежливей. аминь.
Проза : Забытые Двери - Fylhbfyjd Gfdtk Не совсем в формат сайта.История создания такова 6долго и упорно пытался пробить рубрику "Мегаполис в печатном издании,на Родине не приняли,просил случайных знакомых передать в издания их города,но ответа не поступало,пробивался через коммерческие издания ,отчего приходилось работать сутки через день,недавно послал в листудию "Белкин " с нижеследующей исповедью:
Исповедь Фореста Гампа
Повторю телефон Димы. Не знаю настолько уж он знаменит вм вашем
> ВУЗе ,сколь себя обрисовывает...89272864201.Познакомились мы так:
> работал на заводе ,сходил с ума от первой поздней любви (в
> 22!!!года),писал на станке безграмотные стихи и брал дни в счёт отпуска для поездок на историческую Родину. Услышал ,что некто Дима Першин устраивает вечер памяти
> поэта-земляка Седова. У Александра Палыча Седова трагическая
> судьба-выкормыш А Н Калашникова ,будучи актёром ,он много колесил по
> стране ,потом оказался на Родине ,спился ,опустился до ДД на базарном
> радио ,к 40 ни семьи ,ни кола ,ни двора ,накушался таблеток ,опочил ,
> горя не выдержала старуха -мать ,выносили 2 гроба .Известности поэта
> он не сыскал и после смерти ,вспоминают лишь кучка людей. Я долго
> искал сборник этого автора ,удалось купить брачок в
> типографии. Читая ,плакал :я нал уже какие эмоции порождают подобные
> строки. Потом узнаю ,Дима устраивает литобъеденение . Сходил, не
> привычный к подобному ,чувствовал себя не в своей тарелке: какие -то
> старики обсуждают стихи о УХЕ ИЗ КОТА .Дима предложил поступать в
> Литературный ,разбередив старые раны – ведь мечтал об этом с д\с . А тут у меня начались домашние
> проблемы ,больницы. За это время сей литсоюз распался. Одного старика
> муж сей пихал в местный журнал ,со мной занимался по субботам ,пихая в
> Литературный. Группу инв-ти я не получил -не было взяток ,устроиться
> со справкой на лёгкий труд -нереально ,первая любовь не и без моей помощи поступила в медучилище и вышла замуж ,а я оказался в Церкви, где один священник посулил помощь в получении образования. В это время
> он поминал Бикмуллина (мужик пахал на мебельном комбинате ,после
> смерти выяснилось, что -академик. Вроде ,его труд защитили как
> диссертацию ,а потом издали книгой под чужим именем, вроде выпивал от
> этого, а потом сердце не выдержало.)На этом вечере познакомился с
> Лёшей Куприяновым -я давно предлагал Диме пообщаться с ним, но тот
> орал, что рабочие- быдло, мордовский эпос в зачаточном
> состоянии, православные –лукавые ,а в самиздате 90х все
> графоманы ,а я –эгоист ,фаталист и интроверт. Мнение ,что написание некрологов коммерчески выгодно меня
> коробило Раз так достал, что я читаю ненужную литературу, что я
> приволок ему кипу своих книг- Золю, Бальзака и Стельмаха "Думу о
> тебе",после чего он стал их читать. А меня познакомил С
> произведениями Саши Соколова И вот Дима, обозначающий меня
> эгоистом, интровертом ,шизофреником, достоевским и прочая заявляется ,в
> Храм, выдёргивает меня во время службы из Алтаря ,обозначает
> мракобесом, упрямым мордвином ,пугает депрессией, что Церковь меня испортит, там всех пугают адом придирается к
> обуви. потом заявляется через 3дня с думой, что мне надо в
> семинарию. Потом в день когда мне надо было уже быть в Литературном
> через общую знакомую интересовался моей судьбой .НО то что он
> отправил оказалось не добирающем положенного объёма, а он любил в моих
> строках выдёргивать любые зачатки духовного. Я заработал, послал то что сам
> хочу и как хочу -и прошёл...Тут умер священник ,отчего я не поехал в Москву после вызова из Литературного. У гроба его мы встретились с Димой , тогда ещё с косичкой. Я не поехал и после второго вызова –всё надеялся, не смотря на отсутствие возможностей ,сперва чего –то достичь. Потом мы не виделись. я полностью был в
> ауре православия -и то было самым лучшим временем моей жизни. Видел
> его редко и случайно, знал что в музыкалке ставит голос, раскручивает
> свою группу .У мызшколы советовал о снятии полдома у старухе в Пензе и устроиться педагогом ,а ещё искренне радовался,что я не испорчен Церковью .А я уже побывал в Монастыре,где не получил благословения на творчество,пытался уйти из Церкви и написал психологическую работу (www.serbin1.narod.ru ),кою, не смотря на заверения препода никуда до сих пор не пристроил, ибо это считается неугодным Богу. Раз пересёкся с ним на квартире его мамы, где он жил
> после нового развода ,он вспоминал мою обувь, из-за которой на меня не
> посмотрят девушки. Знал бы как смотрели когда в дедовых обносках
> ходил до 20 лет...Дима продолжал ставить театральные зрелища ,на которые я не ходил, т. к. чувствую себя в подобной атмосфере не в своей тарелке. А потом окончательно ушёл из Церкви ,т .к. там пытались склонить на свою сторону ,а я не хотел отрекаться от творчества. Дальше я болтался по городу. Тут предложили это место
> корреспондента , хотелось заявит о нём ,встретились Он позвонил в
> редакцию и наорал в трубку .Рассказывал о первых шагах в инете, звал
> с собой. Написанную статью он привычно потерял, написал новую .Многим
> людям рекомендовал его, да весь литгород тащил за свой счёт в сеть .Но
> у Димы ежедневно меняется мнение .Он ничего не помнит -2жена как -то
> его стабилизировала ,а сейчас некому. Ходил я каждый день в этот
> салон и рассказывал адресатам, какие проблемы не позволяют переслать
> Диме свои вирши .А б\п он и не будет. Он восстанавливал литклуб
> ,скачивал материалы ,находил идеи -он терял и забывал Пошёл потом на
> мойку .Надеясь, что пробью рубрики о таких Димах в молодёжках и буду получать гонорары
,да их порадую ,Дим этих.. После Церкви я ,вообще, долго болтался по низко оплачиваемым работёнкам ,на которые не каждый и пойдёт. Иногда я не мог даже содержать майл , не раз закрывал ящик и пользовался обычной почтой. Зряплата когда не дотягивала и до 1- 2 тысяч рублей, сшибал в Церкви, но тупо тратился на сеть ,пытаясь выйти на диаспору афророссиян и самиздатчиков 90х,что разбегались от меня как от бабайки дети. Нередко меня убеждали, что мои попытки чего –то достичь нереальны ,а я продолжал идти вперёд. Так однажды я узнал о Иноке Всеволоде и долго надеялся, что он поможет пробиться в творчестве ,что ,конечно же ,не кормит ,а разоряет, особенно когда комп недоступнее летающей тарелки. Зашивался ,звонил ему чуть не каждый день, просил передать фото
> для оформления наборщикам, не пришёл ,в салоне подготовил папку, где
> разжевал куда и что ,не пришёл .»З.Двери» вышли на Кружевах
> -предъявил ,что ничего не показывал Потом издал уже без оформления в
> Крае Городов, отнёс его маме экз ,он его потерял. После мойки оказался в Пту,выходило меньше поди даже500 в месяц .В это время переписывался с одной девчонкой ,долго и подробно. И даже пригласил в Дивеево. Но она видела это смешным и глупым, обозначала меня наивным, эгоистом, говорила ,что использую людей и что она – не цветочек аленький и согласна пойти официанткой в ночной клуб, чтоб быть честнее. Но она ,не подозревая, вернула меня в Храм, откуда я ушёл и как прихожанин. Потом, ковыряясь в церковной грядке ,я встречу девушку, что из- за проблем с трудоустройством долго отирается при Храме за паёк. Мне она западёт душевными качествами .Однажды мы долго будем стоять в подъезде, она будет рассказывать скольких ухожёров отшила ,т. к. мечтает стать монахиней, и лишь тогда я пойму насколько смешно и глупо выглядел в переписке ,которую прекратил, кстати, пытаясь в очередной раз вернуться в духовное русло. Потом стал видеть его, Диму,
> в Храме ,где он говорил ,что...в следующей жизни будет монахом. Появление его, почти лысого, спустя года три, для меня было неожиданностью. Я попросил его сканировать фото свои для Белкина, он как всегда пообещал ,потом забыл и не захотел оформлять мой текст. Так что – на прямую к нему .Просил
> оформление послать Вам, проигнорировал ,в воскресение поцапались ,а в
> понедельник подобрал меня к себе поговорить. Учил жизни ,не давал договорить ,привычно не мог выслушать ,а я был, не смотря на хроническую трезвенность ,впервые и, надеюсь , в последний раз выпимши и мне было херово –одна девчонка брала для своего сайта мои рукописи ,а теперь из не найду
> и сватал какую-то пухленькую массажистку, а у меня ,стоит увидеть на ульце ту первую любовь по –прежнему предательски ёкает сердечко ,да и согласен остаться один или привезти с отцовой деревни девчонку из неблагополучной семьи, лишь бы за писанину не стучала сковородкой по башке. Журил что я никогда не буду классиком и сам не знаю чего хочу ,что не пишу в местную
> прессу ,где за месяц дают 700 рублей. Но это не мой уровень ,и я вырос из этих штанов